Дзэн
«сосредоточение», учение о достижении озарения (сатори), состояния незамутненности, неразличения не-«Я» (отсутствие...

«сосредоточение», учение о достижении озарения (сатори), состояния незамутненности, неразличения не-«Я» (отсутствие индивидуального «Я»), результатом которого является реализация «пустоты» и выход за пределы собственного «Я», когда проявляется подлинная природа всего мира.

Дзэн
(японское – сосредоточение, созерцание; соответствует кит.-чань) – трансформация буддизма, сложившаяся в Китае...

(японское – сосредоточение, созерцание; соответствует кит.-чань) – трансформация буддизма, сложившаяся в Китае на рубеже V-VI вв. Обожествлению буддийских текстов Д. противопоставляет личный духовный опыт человека. Умение видеть непосредственно, без помощи слов, стало одним из осн. принципов Д. Установка на то, чтобы побудить человека проявить собственные возможности, парализованные стремлением научиться подражать, породила крайние формы воздействия в воспитательной практике: задающему вопрос либо не отвечают, либо дают непонятный ответ, либо просто бьют, чтобы вызвать шоковое состояние. Этика Д. в разных вариациях имеет ряд устойчивых правил, берущих начало в этике буддизма: не испытывать ненависти, не обращать внимания на преходящие ситуации, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие, не иметь желаний, победить силу вещей как чего-то преходящего и недостойного внимания человека, быть в гармонии с дхармой, т. е. достичь высшей мудрости познавшего закон жизни и преодолевшего все оковы бренного бытия. Вопреки установке Д. считать истину невыразимой и передавать ее непосредственно, вне писаний и речей, осталось мн, письменных памятников этого учения. Интерес к Д., к его иррациональным аспектам на Западе возрос в середине XX в. под влиянием усилившегося кризиса буржуазной культуры. Слепое следование принципам, сформировавшимся в др. условиях и в др. время, ведет к появлению различных форм вульгаризации Д

Дзэн
- яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме «сосредоточенное...

- яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме «сосредоточенное созерцание», или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой «сатори» – неожиданным «просветлением», заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. Д.-буддизм появился в Китае в перв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам -в форме «таен», в Корею — в виде «сэн», в 12-13 вв. – в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией фи-лос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная («от сердца к сердцу») передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека («всеобщей истинной мудростью Будды»); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. ре-лиг; орг-ции: Обаку, Риндзай и Со-то. От них следует отличать совр. модификации – «коджо», «мирской», «немонастырский» Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-Д.» -искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. пси-ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода «промывания мозгов» и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре-лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич, и политич. проблем.