Этика И Педагогика
(греч. ethika, paidagogike) – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой....

(греч. ethika, paidagogike) – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали – Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством и моральную. деятельность людей. Ее составная часть – нормативная этика обосновывает нравственные принципы, в к-рых отражаются социально-исторические потребности человека. П. же как теория воспитания, исходя из изучаемых Э. закономерностей, решает практическую задачу – устанавливает пути и методы формирования моральных убеждений, чувств, и привычек в соответствии е определенными нравственными, принципами. В этом смысле П. – дисциплина, основанная на данных Э. Это, конечно, не означает, что Э. – чисто академическая дисциплина (ее всегда считали «практической наукой»), а П. – наука, не имеющая собственного теоретического содержания. Существуют объективные законы /процесса общественного воспитания и обучения, к-рые и изучаются П. (Коммунистическое воспитание). В этом отношении П. связана также с социальной психологией, анализирующей закономерности развития массового сознания и деятельности людей. В определенном смысле предмет исследования П.. шире, чем Э., поскольку в ней рассматриваются вопросы не только морального, но и др. сторон общественного воспитания – умственного (в т, ч. научно-теоретического), производственно-технического, трудового, политического, эстетического, физического. В условиях социалистического об-ва П. в самом широком смысле совпадает с теорией коммунистического воспитания. Тесная связь марксистской П. и Э. способствует развитию обеих дисциплин. Использование в П. теоретических выводов Э. и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, идейный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих веред ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни социалистического об-ва, к-рыыи он призван управлять. Связь Э. с П., с практикой коммунистического воспитания способствует повышению теоретического уровня этической мысли, помогает изживать в трудах по теории морали схоластические, псевдонаучные общие рассуждения. Ориентация Э. на практические задачи коммунистического строительства предполагает подлинную связь этой науки с жизнью и современностью: развитие теории морали, основанной на конкретных социально-педагогических исследованиях, проверенной практикой строительства коммунистических отношений; углубленное рассмотрение актуальных проблем, вскрывающее социальные процессы во всем их богатстве и противоречивости. Взаимодействием Э. и л., естественно, не исчерпывается вопрос об идейно-теоретической и практической основе этих наук. В конечном счете обе дисциплины основываются на более общих принципах марксистско-ленинского учения.