Грех
- нарушение божественных предписаний, подлежащее наказанию.
Ассоциативный блок.
Бога нет, но грех быть должен. А его все равно нет (греха).
Грех
по религиозному учению, нарушение божественных установлений, совершаемое человеком под влиянием злой волы или воздействием внешних злых сил и лишающее его надежд на спасение, т. е. обретение райского блаженства за гробом. Искупается покаянием либо перед священником (православие, католицизм), либо непосредственно перед Богом (протестантизм). 0 религиозной значимости покаяния свидетельствуют следующие слова Христа, приведенные в Библии: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Грех
(греч. amartia – ошибка, промах) –
1) Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам.
2) Состояние человеческой души как следствие греховного выбора и действия, выражающееся в неправильной ориентации человеческой воли, ослаблении и угасании высших нравственных и познавательных способностей, а также в дисгармонии души, в страстях, в озабоченности самоутверждением; другие следствия греха – разлад в основах социальной жизни и в отношениях с природой.
3) Грех – в стремлении человека быть самодостаточным, в закрытости к Высшему, в выпадении из благодати, в отрицании благости и любви Божией, в нежелании возлагать на Бога основную жизненную надежду. Грех может прельщать (т.н. “сладость греха”), но по существу он лишен радости и надежды. Грех ведет к глупости. Следствие греха – смерть.
4) В Св. Писании происхождение греха связывается со срыванием плодов с “древа познания” – с решением Адама разорвать отношения любви и доверия к Богу и независимо от Него овладевать миром – “быть как боги”. Грех – отказ от призвания человека, уход с пути святости, в конечном итоге – “нехватка подлинной человечности” (Каллист, еп. Диокликийский).
5) Психология косвенно подтверждает учение о грехе, напр., фрейдизм в терминах мирской культуры описывает греховную блудную страсть libido.
6) Важна правильность реакции на грех – не в духе самобичевания, подавленности, страха, нетерпимости или ненависти к себе или другому грешнику. Гуманистическая психология настаивает на трезвости понимания, любви к грешнику при осуждении самого греха и на активном желании стать лучше, стать полноценными людьми: “осознание греха означает признание сил человека, а не его бессилия” (Э.Фромм). Сравн.: “Грех может быть и старше грехов, но невинность – еще старше” (П.Рикёр).
7) Христианство настаивает, что спасение от греха не является делом чисто человеческим, оно невозможно без определенных духовных усилий, решимости воли и содействия благодати: в конечном счете освобождает Христос.
Грех
- понятие, в к-ром выражается специфически религиозное понимание вины человека: это вина не перед об-вом или др. человеком, а перед богом. С поня-чием Г. связано и религиозное истолкование искупления вины. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, к-рые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, напр. в христианстве, признается т. наз. первородный Г. Это вина, якобы лежащая на всем роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они были изгнаны из рая (Эдемского сада), когда нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания. Отсюда с т. зр. религиозного учения все беды человечества, существование зла на земле и все частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор.
Грех
С религиозной точки зрения, грех есть моральное зло, беззаконие, намеренное нарушение воли Бога, отступление от заповедей и закона Божия. В светском смысле грех обычно определяют как несоответствие действий индивида внешним стандартам поведения: нарушение человеком табу, законов или моральных кодексов.
Грех
Все, что я хочу сделать – это заставить людей осознать, что именно человеческие желания, человеческие убеждения и человеческие грехи могут привести мир к катастрофе.
Представление о грехе, связанное с христианской этикой, приносит необыкновенный вред, поскольку оно дает выход своему садизму, который они считают закономерным и даже благородным. [это, видимо, про инквизицию?]
Более того, те, кто придерживается научной точки зрения на человеческое поведение, считают невозможным приклеивать ярлык “греха” к какому бы то ни было действию; по их мнению, совершаемое нами имеет свои истоки в нашей наследственности, в нашем воспитании и в нашем окружении, и именно благодаря контролю над этими причинами, а не благодаря обличению, пагубное поведение может быть предотвращено.
Грех
- по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего человека в жестких рамках моральных установок той или иной религии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливаемых каждой конфессией в соответствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духовенство всех религий распространило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, противоречащее интересам господств. классов эксплуатат. общества. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях помазанников божиих, покушение на частную собственность, осуждение эксплуатации человека человеком, пропаганда идей соц. равенства и т. п. Такое расширительное толкование Г. давало возможность духовенству объявлять Г. все то, что противоречит господств. в об-ве клас. морали, получившей религ.-церк. санкцию. Называя Г. все ей неугодное, церковь получила возможность манипулировать сознанием и поведением верующих в соответствии с ее собств. интересами — настраивать их враждебно по отношению ко всему тому, что представляется духовенству предосудительным.