Гуманистическая Психология
- направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение...

- направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Г.П. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя “психологией третьей силы”. Принципы гуманистических этики и психологии близки феноменологии и глубоко связаны с экзистенциальной философией:

1) человек ответственен за свои поступки;

2) каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его внутренний субъективный мир;

3) любые эмоции, в том числе негативные, составляют внутренний опыт индивида и должны восприниматься другими доброжелательно;

4) каждый человек живет только в настоящем моменте – “здесь-и-теперь”, и именно этот момент существует для бытия.

Поэтому в практическом плане основная тема Г.П. – использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его личности. Позиции представителей Г.П. (Маслоу, Роджерс, Г. Олпорт, Фромм и др.) неоднородны. Тенденции к экзистенциализму и феноменологии сочетаются с антропологией и персонологическими теориями личности. За основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди предоставленных возможностей. Человек всегда находится в процессе становления, т.е. он ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей и живет полноценной жизнью, если выполняет это условие. Отказ от подобного становления и личностного роста является трагедией, предательством своей человеческой сущности. Вера в значительность личной, субъективной реальности и личностного смысла существования, – вот источники персональной ответственности за делаемый выбор. Гносеологические установки Г.П. следующие (Маслоу):

1) человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое;

2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывает внутреннюю природу человека;

3) признание творчества, универсальной и неотъемлемой функции человека, основным объяснительным принципом гуманистической природы человека;

4) изучение психически здорового человека – условие понимания человеческой природы в его норме и патологии;

5) невозможность в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных, поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории.

Практическая привлекательность идей Г.П. – признающей личность как зрелую, уникальную и целостную систему, которая представляет самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято – создает условия для создания различного рода поддерживающей, “недирективной” психотерапии. Подобно тому как неудовлетворение жизненных потребностей может привести к физическому истощению организма, фрустрация высших человеческих целей может привести к психической патологии, неврозу. Поэтому новым шагом в оказании психологической помощи, будет “терапия, центрированная на человеке” (Роджерс), т.е. психологический контакт терапевта и клиента, приводящего к конструктивному изменению личности, должен пройти эволюцию от терапевтической техники к человеческим взаимоотношениям.

Д.В. Ермолович

Гуманистическая Психология
(от лат.-человеческий, человечный): направление в современной технологии познания человека, в рамках которого исследуются...

(от лат.-человеческий, человечный): направление в современной технологии познания человека, в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе, ее самоактуализации. Анализируются психические переживания личностью данного процесса. Один из основоположников данного направления американский психолог А. Маслоу представил процесс самоактуализации личности как последовательное удовлетворение ее потребностей, представленных в определенной иерархии, высшей точкой которой являются ее духовные общечеловеческие потребности в самовыражении. Другой видный представитель данного направления американский психолог К. Роджерс утверждает, что любая личность обладает концепцией собственного «Я». Ее представления о том, как она может реализовать себя в общении с другими людьми, составляют ее «реальное Я», которое старается приблизиться к ее же «идеальному Я», то есть к ее представлениям о том, кем бы ей хотелось стать. Для того чтобы достичь своего «идеального Я», личность использует соответствующие условия социальной среды. Усвоение положений гуманистической психологии способствует правильному нахождению личностью путей и способов реализации своих способностей и своего утверждения в обществе на основе высших духовных ценностей. По Маслоу воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограниченны, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности человеку “заданы” от природы и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или духовные метапотребности состоятельности человека как личности.

4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

3: Потребности, связанные с любовью и приятием, – в аффективных (эмоциональных) отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым.

2: Потребности, связанные с безопасностью, – в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения.

1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого уровня “блокированы”. Человек, вышедший на уровень – уровень духовных метапотребносей, личность самоактуализующаяся, оказывается особым существом, не отягощенным множеством мелких пороков, как зависть, стяжательство, злоба, цинизм и пр., не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию “пиковых чувств” типа вдохновения. Маслоу, на основании фактов, пришел к выводу, что если такие люди почему-то не могут жить в соответствии с высшими духовными ценностями, они заболевают.

Итак, задача человека – стать тем, чем возможно – самим собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и, в конечном счете, отвечает лишь за то, чтобы состояться софийная, духовная личность.