Йога
- инд. теория и практика созерцания. С помощью созерцания стремятся достигнуть отрешенности от действительности, мистического...

- инд. теория и практика созерцания. С помощью созерцания стремятся достигнуть отрешенности от действительности, мистического слияния души с богом, сверхчеловеческих знаний и сверхъестественных способностей. Слово “йога” родственно лат. jugum и обозначает также напряженность, тренировку (мышления), а также “соединение”, “слияние” (с Богом). Целью этого напряженного сосредоточения является освобождение от мешающего влияния внешнего мира. Со времени появления вед возникали различные системы и методы йоги у брахманов, буддистов, джайнистов. В классическом учебнике йоги (Йога-сутра) Патанджали (закончен между 4 и 5 вв.) в качестве философской основы используется учение санкхъи.

Йога
(санскр.— соединение) — инд. религиозно-философское учение, основание к-рого приписывается Патанджали (ок. 1 в. до н....

(санскр.— соединение) — инд. религиозно-философское учение, основание к-рого приписывается Патанджали (ок. 1 в. до н. э. или н. э.). Разделяя осн. положения индуизма, И. считает гл. на пути слияния индивидуальной души с божеством систему упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, в к-ром исчезает реальный окружающий человека мир. Упражнения эти восходят к глубокой древности, когда подобные им приемы должны были помогать человеку обрести или подчинить себе сверхъестественные силы. Патанджали лишь систематизировал эти упражнения и изложил их в своей “И.-сутре”. Низшая ступень И.—хатха-Й.—физические приемы, направленные на такое овладение телом, к-рое дает возможность перейти к раджа-Й.— системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности. С помощью И. можно, по убеждению ее адептов, становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, “видеть” предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими. Упражнения И. вошли как один из путей “спасения” в большинство религий Индии (в т. ч. и в буддизм).

Йога
(санскр. joga – связь, единение, метод, усилие) – в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого...

(санскр. joga – связь, единение, метод, усилие) – в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле – одна из шести экзотерических даршан (школ) древнеиндийской философии. Истоки Й. очень древни. Уже в Ведах содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады и “Махабхарата” говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты “Голос Безмолвия” и “Свет на Пути”, обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йогических достижений. Фактически основателем классической Й. считается индийский философ Патанджали (ок. 2 в. до н.э.), автор “Йога-Сутр” (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием Й. является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения – в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана (абсолютного субъекта, “Я”) с Брахманом (Абсолютом) представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания “Я” и достижения самадхи (состояние высшей собранности и гармонии), последней ступени восьмеричного пути освобождения. Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следующие; “яма” – обуздание, воздержание; “нияма” – этическая культура; “асана” – дисциплина тела; “пранаяма” – регулирование дыхания; “пратьяхара” – изоляция чувств; “дхарана” – внимание; “дхьяна” – размышление; “самадхи” – сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданности Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопознания, ведущий к достижению “великого самоуглубления” – махасамадхи). “Бхагавад Гита” излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к философской системе Й. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа. В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах С. Вивекананды, в “Интегральной Й.” Ауробиндо Гхоша, Учении Агни Й. По сути, Й. как “связь” есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).

В.В. Лобач

Йога
(Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги,...

(Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги, та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к проповедям Будды, совершенно обоснованно приписывается более древнему мудрецу Яджнавалкия, автору “Шатапатха Брахманы” к “Яджур Веде”, “Брихад Араньяки” и других известных трудов. (2) Практика медитации, как средство, ведущее к духовному освобождению. С помощью ее приобретаются психо-духовные силы, и вызванные экстатические состояния ведут к чистому и правильному восприятию вечных истин, как в видимой так и в невидимой вселенной.

Йога
– комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания ради достижения состояния духовного созерцания. Философия...

– комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания ради достижения состояния духовного созерцания. Философия йоги духовна, она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа (пуруша) человека. Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие. Ее методы медитации используют также силы разума и эмоций, они предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства. Это и практическая философия, поскольку она связана с управлением и регуляцией тела и сознания со стороны человека. Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание различным частям этого учения. Н.К. Рерих говорил о существовании около тысячи! различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Йогическая техника представлена двумя связанными друг с другом аспектами: самоограничением (аскетизмом) и вхождением в состояние созерцания (медитации»). Йогическая практика применяется почти во всех индийских религиозно-философских школах; ее истоки восходят к Ведам. Чтобы не запутаться в многообразии видов йоги, приведем данные по книге Ю.Л. Каптена «Основы медитации», (Самара, 1993), систематизирующие наиболее известные двадцать шесть направлений йоги: Крама-йога, основная цель этика поведения, постижение принципов Ямы и Ниямы (свод моральных заповедей йоги); Карма-йога: выработка способности к бескорыстному труду на благо общества, совершенствование трудовых навыков; Крийя-йога: религиозные действия для постижения Бога; Мантра-йога: управление звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул; Янтра-йога: работа с цветными изображениями-янтрами; Гхатастха-йога: телесная тренировка, развитие физической силы; Хатха-йога: совершенствование физического тела путем выполнения асан и пранаям (особых дыхательных упражнений и гимнастики); приведение в состояние равновесия внутренних полярных токов методами физических упражнений и концентрации внимания; Санньяса-йога: выработка стремления к отречению от мира, преодоление мирских соблазнов; Лайя-йога: совершенствование волевых способностей, выработка чувства «растворения» индивидуальной души; Дхьяна-йога: совершенствование медитативной практики; Кунта-йога: работа со специальными знаками; Нада-йога: работа с внутренними каналами, меридианами энергии; Свара-йога: работа с тонкими проявлениями звуковых вибраций и управление внутренними энергетическими каналами – Идой и Пингалой; Удварета-йога: развитие и контроль за силами сексуальной энергии путем различных способов перевода ее в духовную энергию; Кундалини-йога: пробуждение внутренних неосознанных сил организма; Джнани-йога: освоение системы знаний о природе истинного «Я»; Раджа-йога: полный контроль над интеллектуальным состоянием; Адхьятма-йога: познание проявления высшего «Я» в себе и в людях; Бхакти-йога – постижение и осознание любви к Высшему Божеству; Шакти-йога: коатроль энергетического состояния организма; Агни-йога: управление психической энергией организма путем нравственной гигиены сознания; Самадхи-йога: глубокое погружение в Самадхи с учетом силы и качества экстаза; Абхасья-йога – высшее овладение духовной практикой, достижение состояния транса; Аштанга-йога: последовательное прохождение восьмеричною пути йоги и совершенствование каждого его этапа; Брахма-йога: сосредоточение на Брахмане, Мировом Абсолюте; Буддхи-йога: совершенствование духовного состояния путем восхождения к мудрости, на основе любви к людям, ко всему одушевленному. Именно этим мудрость отличается от простого знания.

Йога
(санскр., букв. – соединение, участие, усилие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание) – в узком понимании:...

(санскр., букв. – соединение, участие, усилие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание) – в узком понимании: одна из шести основных ортодоксальных систем индийской философии, раджа-йога Патанджали. И. как своеобразная практика для достижения особого духовного состояния уходит своими корнями в глубочайшую древность, присуща различным системам и школам индуизма еще с периода Вед и “Махабхараты” (III – II тысячелетия до н. э.).

Первым известным систематизатором раджа-йоги был Шри Патанджали (около II в. до н. э.), автор “Йога-сутр”, в которых он впервые изложил раджайогу в наукообразном виде, как описание пути, с помощью которого ученик И. может достичь высоких состояний сознания.

Онтологию и теорию познания раджа-йога разделяет с санкхьей. Важнейшие идеи санкхьи, вошедшие в И., – дуализм пуруши и пракрита, теория гун. Собственно задачей И. в философском плане является отделение пуруши (бескачественного духа, сознания) от оков и наслоений пракрити – праматерии (или впечатлений, применительно к сознанию). “Йога есть усмирение (утишение, устранение) волн сознания” – такова первая и основная сутра Патанджали. Yoga citti vritti nirodham (YS I, 1). В рамках теории гун это отделение пуруши от пракрити происходит при избавлении от тамасических черт сознания (тамас – темнота, тупость, ограниченность, инертность) при помощи и участии раджаса (страстность, гнев, действие, движение) и при последующем отбрасывании и раджасических черт сознания и прихода к саттвическому сознанию (саттва – ясность, свет, чистота, покой, благость), которое тоже в конце преодолевается как природное качество или качество пракрити, и адепт приходит к состоянию чистого сознания, просто наблюдателя, несвязанного пуруши. От санкхьи И. отличается, прежде всего, своей большей практичностью, а также принятием идеи Бога-творца и Владыки сотворенного мира и упованием на Его милость и помощь в практике совершенствования.

Патанджали выделил восемь ступеней И.

1. Яма (воздержание, обеты), которая состоит из пяти частей: 1) ахимса – непричинение вреда никакому живому существу ни поступками, ни словами, ни мыслями; 2) сатья – правдивость в речах, мыслях и поступках; 3) астейя – неворовство, отсутствие стремления к чужому; 4) брахмачарья – контроль над чувственными желаниями и страстями (в узком смысле – половое воздержание); 5) апариграха – неприятие даров (в узком смысле), нестяжание.

2. Нияма (соблюдение правил, культура), включающая в себя: 1) шауча – чистота, в т. ч. чистота тела; принятие чистой пищи, чистота слов, мыслей и чувств; 2) тапас – аскеза (“возогревание духа”), которая делает практикующего более восприимчивым, более творческим, больше постигающим и т. д.; 3) сантоша – удовлетворенность, умение и привычка довольствоваться тем, что достается без лишних усилий (это относится к обыденной, мирской жизни, а не к йогическим устремлениям); 4) свадхьяя – привычка к регулярному чтению религиозных книг и осмыслению их; 5) ишварпранидхана – преданность Богу, постоянное размышление, памятование о Боге и смирение перед Ним.

3. Асана (положение тела). В хатхайоге насчитывается более ста различных поз – асан. Патанджали описывает около десяти, но его отношение к асанам выражается в сутре: “Поза должна быть прочной и приятной” (И. С. 11, 42), т. е. асана – это то положение тела, в котором удобно сосредотачиваться.

4. Пранаяма. Контроль над дыханием, техника дыхательных упражнений в узком смысле или контролирование энергетических процессов в грубом и тонких телах.

5. Пратьяхара. Втягивание чувств, или недопущение чувств к внешним предметам и сохранение их под контролем ума.

6. Дхарана. Внимание, концентрация. Фиксирование ума на определенных точке, знаке, образе божества, понятии и т. п.

7. Дхьяна. Созерцание, медитация. Равномерное течение мысли об объекте внимания. Это спокойное рассмотрение объекта без какого-либо перерыва или нарушения течения потока мысли. Можно сказать, что дхьяна – это то, что получается из дхарны при постепенном количественном увеличении и после качественного скачка, т. е. дхьяна (созерцание) – это значительно более протяженная дхарана (концентрация), совершаемая при этом легко, без напряжения и без перерывов, длительный промежуток времени.

8. Самадхи. Сосредоточение. “На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что теряет себя в объекте. Если в состоянии созерцания еще сохраняется дуализм созерцаемого и созерцающего, то в сосредоточении (самадхи) мышление не отличается от своего объекта, а принимает его форму и теряет себя. Самадхи – это состояние, которое предшествует достижению освобождения. Это – цель дисциплины йоги, состояние экстаза, в котором связь с внешним миром прерывается, т. к. душа поднялась из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к вечному и совершенной жизни” (С. Радхакришнан).

В более позднее время И. Патанджали была дополнена из тантрических учений теорией о чакрах (лотосах) – энергетических вихрях, через которые тело человека осуществляет обмен и получение тонкой энергии Космоса, Вселенной, и учением о мистической силе Кундалини, которая расположена в основании позвоночного столба (но не на физическом плане, как чакры) и при поднятии которой вверх по позвоночному “олбу у адепта происходит расширекие сознания вплоть до самадхических состояний. Современная раджа-йога часто бывает связана со специальными упражнениями по поднятию Кундалини для приближения самадхи и концентрации на чакрах для достижения определенных качеств, связываемых с различными чакрами (манипура – область солнечного сплетения – воля; анахата – область сердца – любовь; аджна – межбровье – ясновидение и др.). Нужно заметить, что авторитеты И. не рекомендуют “механическое” пробуждение чакр и Кундалини; т. е. пробуждение Кундалини крайне нежелательно без предварительной этической (яма и нияма) практики и в отрыве от всех остальных описанных ступеней И. Более того, в классической И. и индийской традиции считается, что увлечение сиддхами (психическими и оккультными силами) отвлекает адепта от главного – стремления к Богу и единению с Ним.

С конца XIX в. практика И. чаще всего сочетается с философией веданты.

В широком смысле И. – вообще любой процесс развития, совершенствования, постижения Бога, приближения к Богу и единения с Ним в индийской традиции и не только в ней. “Вся жизнь есть йога” (Шри Ауробиндо).

В любой религиозно-философской системе можно выделить особый раздел, существующий явно или неявно, цель которого – разработка методов скорейшего совершенствования человека. В таком смысле можно говорить о христианской, буддийской, джайнской, даосской И. и т. д.

Кроме того, в истории индийской культуры известны такие различные виды И., как: мантра-йога (или джапа-йога) – И. повторения мантры и концентрации на значении мантры; хатха-йога – И. физических упражнений, преимущественно это асаны и пранаяма; лайяйога – И. контроля сознания; пранайога – И. использования первичной энергии – праны; кундалини-йога – И. использования мистической силы Кундалини; дхьяна-йога – И. медитации или созерцания; крийя-йога – И. очищения. Все эти частные виды И. являются подразделами той или иной (иногда и нескольких) из четырех глобальных йог, которые впервые были выделены в Индии в “Бхагавадгите”: карма-йога, бхакти-йога, джняна-йога, раджа-йога. Карма-йога – И. бескорыстного труда, выполнения своего долга перед людьми и Богом. Бхакти-йога – И. бесскорыстной любви к Богу, И. преданности. Джняна-йога – И. знания, И. познания иллюзорности мира и познания Единственной Реальности – Бога (Брахмана или Атмана в терминах веданты). Раджа-йога – И. постижения Бога путем работы с собственным сознанием, постепенный переход к состоянию сверхсознания. Эти четыре глобальных направления И. включают в себя не только все частные виды И., но и любое человеческое стремление к совершенству, работу в движении по этому пути (карма-йога), любовь к идеалу, к которому движется человек (бхакти-йога), правильное знание идеала и пути к нему (джняна-йога), концентрацию на избранном идеале (раджа-йога).

В конце XIX в. истины четырех И. распространились по всему миру после лекций и статей Свами Вивекананды, ученика Шри Рамакришны.

В XX в. философия И. обогащается философией и йогической садханой Шри Ауробиндо, интересными прежде всего попыткой глобального синтеза как в теории, так и в практике. И. Шри Ауробиндо обычно носит название интегральной И. или интегральной веданты.

Наиболее видными представителями И. в новое и новейшее время были Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Парамахамса Йогананда, Свами Шивананда.

(Лит.: Классическая йога. (“Йогасутры” Патанджали и “Вьяса-бхашья”.) М., 1992; Шримад Патанджали. Йогасутра. Минск, 1991; Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1994; Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1, 2. M., 1994; Поучения Шри Рамакришны, СПб., 1995; Вивекананда Свами. Практическая веданта. (Избранные работы.) М., 1993; Шивананда Свами. Концентрация и медитация ОМ. М., 1993; Йогананда Парамахамса. Автобиография йога; М., 1995; Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. СПб., 1992.)

Ю.А. Бутор

Йога
(инд. – соединение, сочетание, средство) -учение о путях личного совершенствования и духовного освобождения, являющееся...

(инд. – соединение, сочетание, средство) -учение о путях личного совершенствования и духовного освобождения, являющееся частью мн. религиозно-философских концепций Индии. Все известные попытки изложения И. так или иначе связаны с древнейшими источниками: И. Упани-шад и Гиты и йога-сутрами Па-танджали. Варианты в истолковании И. и в акценте на тех или иных ее направлениях определялись философско-этическими взглядами автора. В целом же все варианты И. представляют собой систему воспитания человека, его духа и тела; они разделяются на несколько направлений, характеризующих стороны разумной жизни. Хатха-йога – путь овладения телом, достигаемый воздержанием, соблюдением правил и сложными физическими упражнениями с целью приобретения силы, выносливости, выдержки. Карма-йога – практическое руководство к осуществлению религиозно-этического идеала деятельности, осн. условиями к-рой выступают: бескорыстие (делать, о плодах не заботясь – Бхагавадгита); умение не презирать себя; требование непривязанности, когда на смену страстному увлечению делом с признаками себялюбия («я» работаю, «мой» труд) приходит спокойное, уравновешенное отношение (саттва), раскрепощающее человека. Этот путь соответствует закону кармы, согласно к-рому любая деятельность оставляет свой след не только в этой жизни, но и в последующих (Буддизм). Бхакти-йога – гуть совершенствования, при к-ром духовное освобождение достигается любовью. В рамках религиозного понимания мира как проявления божества любовь выступает во всем многообразии ее проявлений: от эгоистических привязанностей до бескорыстной любви к миру как олицетворению совершенства. Любовь, т. обр., рассматривается как божественная сила и двигатель всего. Наиболее высокий уровень любви достигается правдивостью, искренностью, непричинением вреда всему живому. Эта форма любви, не знающая торговли, страха и соперничества, означает полное освобождение человека. Раджа-йога (царственная И.) ставит задачу научить человека владеть собой, уметь сосредоточиться, достигнуть дисциплины ума и способности управлять своим бессознательным. Для этих целей предлагается целый ряд упражнений, Джнана-йога – путь познания всего как целого и единого. Она противопоставляется науке, изучающей внешний мир фактов, и считается наиболее философским направлением Й-, обращенным к человеческой душе, в к-рой отражается абсолютная сущность мира, и пытающимся решить проблему бессмертия, конечного и бесконечного. Разделение и классификация направлений И. в разных религиозно-философских системах Индии (буддизм, джайнизм) варьируется, но везде нравственные принципы составляют важнейшую часть всего учения. Наиболее известны лекции о И. Вивеканапды, интегральная И. религиозного философа и поэта Ауробиндо Гхоша (1872-1950) и др. Отбрасывая сугубо религиозные и идеалистические идеи И. о достижении человеком абсолютной свободы, полном освобождении его от пут материального существования и т. п., совр. наука не проходит мимо нек-рых содержащихся в этом учении рекомендаций, способов воздействия на человека и его психику.

Йога
(санскр. соединение, сочетание) – в современной культуре обычно трактуется как индийская философско-практическая...

(санскр. соединение, сочетание) – в современной культуре обычно трактуется как индийская философско-практическая традиция, разработавшая систему психофизической регуляции сознания, контроля над телом и раскрытия паранормальных способностей. В Индуизме йога – один из духовных путей с целью освобождения (мокша) от привязанности к суетной плотской жизни в нашем мире (читта с ее реинкарнациями) и воссоединения с Единым. Единое первоначало чаще всего трактуется пантеистически. Основная антропологическая идея йоги – признание оторванности нашей души от духа, от Я внутреннего (образ слепого силача, несущего на своих плечах зрячего паралитика). Разорванность преодолевается системой методов, направленных на подчинение духу (поначалу “царственному пленнику”) тела, души, активной воли и разума. Путь йоги требует всецелой самоотдачи человека и великой любви к спасению. Йога – это единство высшего познания (санкхья) и тщательно продуманной и систематично исполняемой подготовки к нему (есть 8 ступеней). Это овладение жизненными энергиями и полный контроль над стихийными силами в нас, достижение внутреннего равновесия, незаинтересованное действие, аскеза, дисциплина души и мышления, добродетель, самопознание и внутреннее сосредоточение духа (самадхи) в сверхпознании, в созерцании всепроникающего Атмана. Отсюда – последний шаг к уходу из мира. Персоналисты критикуют йогу за пантеизм, за отрицание бесконечной ценности личности, за предложение человеку отождествить себя с частицей безликого божественного бытия и отказаться быть человеком.

Йога
(санскр., букв. – соединение, связь; оковы, гнет) – религ.-идсалистич. учение, возникшее в Др. Индии. На протяжении...

(санскр., букв. – соединение, связь; оковы, гнет) – религ.-идсалистич. учение, возникшее в Др. Индии. На протяжении тысячелетий сложились десятки школ И., из к-рых только 19 считаются самостоятельными и оригинальными. Филос. основой И. является дуалистически трактуемая ^санкхья. Согласно философии И. пракрит (материальная субстанция) и пуруша (духовная субстанция, сознание) некогда существовали независимо друг от друга, но пуруша допустил авидыо (незнание, невежество), в результате чего попал в оковы (упряжку. ярмо) материи и с тех пор никак не может прийти к своему первонач., независимому состоянию. Человек, согласно учению И., – частный случай соединения, «смесь» сознания и материи, души и юла. Жизнен, задачей человека И. считает «освобождение» души из-под «ярма» материи, тела. Наиболее известны 4 направления И., к-рые не исключают, а дополняют друг друга. Джнана-йога (метод познания) утверждает: как только разрушено незнание и достигнуто знание (т. е. усвоено религ.-филос. учение), душа становится свободной. Карма-йога (путь действия) требует полного преодоления человеком «суетных» интересов жизни во имя освобождения Бхакти-йога (путь любви к богу) связывает «освобождение» с любовью и преданностью божеству, божеств, абсолюту. Раджа-йога (путь господства над собств. телом) представляет собой совокупность методов фиэич. и психич. упражнений, направленных на «освобождение» души. Положения учений И. об «очищении» для постижения «высш. истин» в той или иной мере признавались различными религ. системами в Индии -брахманизмом, джайнизмом, буддизмом, индуизмом и т. д. Несмотря на мистику и элементы невропатии, характеризующие йо-гизм, в нем за длительную историю его существования накопилось много рациональных народных наблюдений в области оздоровительной гимнастики, медицины и психологии. Практика хатха-йоги (раздел раджа-йоги) стала предметом исследования со стороны специалистов в области спорта и медицины. Вместе с тем в бурж. странах получило распространение гл образом религ.-мистич. учение И.