Катафатическая Теология
(от греч. – утвердительный) – теология, стремившаяся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов,...

(от греч. – утвердительный) – теология, стремившаяся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов, связанных с Богом, а также с помощью метафорических аналогий представить оправданным его существование (см. также Апофатическая теология).

Катафатическая Теология
(греч. kataphatikos – утвердительный) – парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей...

(греч. kataphatikos – утвердительный) – парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее программным иррационализмом. Исходные принципы К.Т. были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К.Т. фундирована принципом “аналогии бытия” (analogia entus), согласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитивное и интерсубъективное знание относительно Абсолюта в условиях остро-личностной диалогической персонификации Бога в рамках теизма означает артикуляцию сакрального диалога в категориях субъект-объектной процедуры, очевидная кощунственность чего снимается в К.Т. идеей о метафоричности получаемого знания. Основываясь на содержании христианского Символа веры, с одной стороны, и операциональном мыслительном инструментарии античной философии, с другой, К.Т. представляет собою попытку концептуализации феноменов, по определению неконцептуализируемых в рамках парадигмы веры. В этом отношении имманентная парадоксальность К.Т. рефлексивно эксплицирована уже Тертуллианом: “Что общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?”. В семантическо-аксиологической напряженности К.Т. находит свое яркое выражение свойственный европейской культуре фундаментальный дуализм ее глубинных мировоззренческих оснований. (См. также Теология, Дуализм, Схоластика).

М.А. Можейко

Катафатическая Теология
(от греч. kataphatikos – утвердительный) – положительное богословие, описывает Бога посредством позитивных атрибутов...

(от греч. kataphatikos – утвердительный) – положительное богословие, описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений. К. т. – богословская система, допускающая возможность познания Бога по плодам Его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного им мира. Эта система дополняет апофатическую теологию, построенную на признании принципиальной непознаваемости Бога рационально-логическими методами и тяготеющую к мистицизму; япофатики, в отличие от катафатиков, повсеместно оперируют такими, например “отрицательными” дефинициями Бога, как “бесконечный”, “невоплощенный”, “непостижимый”.

Поскольку в теизме Бог мыслится трансцендентным, бесконечным и нематериальным, то К. т. смиряется с тем, что любые описания Бога неизбежно метафоричны. Тем не менее, согласно принципу “аналогии бытия”, в католической схоластике принципиальное различие природ Бога и сотворенного им мира не исключает богопознания полностью, допускает частичное познание Бога по аналогии.

Августин утверждал, что индивидуальную веру церковь должна укреплять позитивными логическими доводами. Ослабляя позиции апофатической теологии, схоласты вернулись к древнегреческой онтологии, чтобы возводить К. т. на понятиях “сущность”, “сущностная и логическая заданность бытия”, “абсолютное предопределение” и т. п. В своей “Сумме теологии” Фома Аквинский упорядочил все “аксиомы”, “принципы” и “законы” рационалистической позитивности и в целом достроил катафатический теизм римско-католической церкви. В православном христианстве принципы К. т. были заложены византийским богословом Иоанном Дамаскином. Существуют разновидности К. т. в исламе, иудаизме и иных формах теизма. Атрибуты Бога катафатики выводят логически из представления о Боге как Полноте Бытия, Совершенстве.

Д. В. Пивоваров