Конституирование
(от лат. constituere) – составление, устанавление, определение состава, содержания чего-либо.

(от лат. constituere) – составление, устанавление, определение состава, содержания чего-либо.

Конституирование
(от лат. constitue – формировать) – одно из основных понятий так называемой “конститутивной феноменологии” Гуссерля....

(от лат. constitue – формировать) – одно из основных понятий так называемой “конститутивной феноменологии” Гуссерля. К. обозначает специфическую активность сознания, при которой сознание не просто воспринимает внешние предметы, а продуцирует их из самих составляющих сознания. Проблематика К. играла первостепенную роль на всех этапах эволюции феноменологии Гуссерля. Поскольку феноменология строится на корреляции между предметами и их эквивалентами в сознании, это означает, что соответственно роду своей сущности каждая конституированная предметность коррелятивна той форме интенциональности, которая конституирует ее. Реальность, предметность дается нам только в модусах сознания, следовательно, возникновение и оформление предмета в сознании происходит при условии корреляции между предметами и формами интенциональности. Речь идет при этом не о том, что из себя представляет реальность, а о том, как эта реальность дается нам в сознании. Иными словами, К. продуцирует реальность лишь в той мере, в какой осмысляет способы оформления феноменов в сознании. Гуссерль различал формальное К. предмета и материальное К. природы, духовно-личностного мира. В отличие от трансцендентального идеализма Канта, Гуссерль расширил понятие К., относя это понятие не только к проявлению активной деятельности сознания, но и к сфере так называемых “пассивных синтезов сознания”, к исследованию которых он обращается при анализе внутреннего сознания времени. Понятие К. обнажает основные недостатки и незавершенность феноменологического анализа, в частности, по вопросу об отношении к реальности.

Т. X. Керимов

Конституирование
(от лат. constituo – устанавливать, формировать) – одно из основных понятий феноменологии Гуссерля. Обозначает специфическую...

(от лат. constituo – устанавливать, формировать) – одно из основных понятий феноменологии Гуссерля. Обозначает специфическую способность сознания, процесс, в котором сознание не воспринимает мир, а активно его воссоздает в себе, из себя и для себя. В К. выражается активность сознания, его продуктивный (а не репродуктивный) характер. Проблематика К. проходит через все этапы эволюции философии Гуссерля. Различаются формальное К. предмета и материальное К. природы, духовно-личностного мира. К. относится не только к активным сторонам жизни сознания, но и к сфере “пассивных синтезов”, к исследованию которых Гуссерль обращается в ходе анализа внутреннего сознания времени. В этой сфере понятие К. теряет однозначность, обозначая процессы как смыслообразования, так и творчества. Расширение понятия К. отличает трансцендентальный идеализм Гуссерля от трансцендентального идеализма Канта, который понимал синтез лишь как проявление формальной активности сознания.