Корни Религии
- совокупность факторов, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религии. Различают...

- совокупность факторов, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религии. Различают соц., гносеологич. и психологич. корни. Соц. К. р. — это те материальные и идеологич. обществ, отношения, к-рые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Решающую роль в соц. детерминации играют материальные условия, экономич. корни, являющиеся «первопричиной» (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, гос-во, право, мораль и пр. оказывают на религию вторичное воздействие. В системе соц. К. р. важны также историч. связи, т. к. религия – результат развития общества в целом, его отд. элементов, а также результат саморазвития. Она имеет историч. корни. К числу соц. К. р. относятся и структурно-функциональные связи: в обществ,-экономич. формациях определенных типов религия выполняет ряд функций. Действие стихийных, неконтролируемых сил, господствующих над людьми, составляет существ, черту обществ, процесса во всех докоммунистич. формациях. В антагонистич. формациях имеются клас. К. р. При социализме соц. К. р. подорваны, однако еще существуют факторы, способствующие ее сохранению. Гносеологич. К. р. (греч. gnosis – знание) – моменты познават. деятельности, делающие возможным возникновение превратно отражающих действительность религ. представлений, понятий, идей, мифов. Гносеологии. К. р. и идеализма являются «прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота» (В. И. Ленин, ППС, т. 29, с. 322). Человеч. познание есть диалектич. процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафизичность, субъективизм, абсолютизация отд. граней познават. процесса ведут к искаженному восприятию действительности. Возможность появления релит, образов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования общего понятия, то возникает тенденция «найти» носителя общего определения, превратить общее в самостоят, существо. Гносеоло-гич. возможности возникновения религии превращаются в действительность лишь при наличии соц. К. р. Психологич. (греч. psyche – душа, жизнь, logos – учение) К. р. -это состояния, процессы, механизмы обществ., груп. и индивид. психологии, к-рые создают благоприятную психологич. почву воспроизводства и усвоения религи-озностц. Различают индивид.-психологич. и обществ.-психологич. К. р. К первым относят личное страдание и горе, страх смерти, переживание одиночества и т. д. Обществ.-психологич. К. р. – это феномены психологии групп и общества: потребность в общении, обществ, мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, механизмы негативизма и контагиоз-ности, сообщения, внушения, подражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психич. процессы – индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В условиях антагонистич. формаций психологич. К. р. – это гл. обр. те напряженные состояния масс и индивидов, к-рые вызваны стихийностью соц. процесса, эксплуатацией, соц. придавленностью и т. д. При социализме вместе с социальными подрываются и психология. К. р.