Мейнонг (meinong) Алексиус Фон
(род. 17 июля 1853, Лемберг – ум. 27 нояб. 1920, Грац) – австр. философ и психолог; профессор с 1882. Развивал теорию предметностей,...

(род. 17 июля 1853, Лемберг – ум. 27 нояб. 1920, Грац) – австр. философ и психолог; профессор с 1882. Развивал теорию предметностей, т.е. учение о предметном, не учитывающее соответствующей формы существования этого предметного, но с особым вниманием рассматривающее его отношение к одному из четырех осн. качественно определенных классов. Соответственно этим классам переживаний – представления, мысли, чувства, желания Мейнонг различает четыре класса предметов – объекты, объективное, достойное (дигнитативное) и желаемое (дезидераты). К достойному относятся истинное, доброе и прекрасное, к желаемому – “предметы” долженствования и надобности цели, из чего Мейнонг делает важные выводы для теории ценностей. Осн. произв.: “Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie”, 1894; “Ьber Annahmen”, 1902; “Ьber die Stellung der Gegenstandstheorie щ System der Wissenschaften”, 1907; “Gesamte Abhandlungen” (изданное его учениками, содержит библиографию), 2 Bde., 1913-1914; “Ьber Mцglichkeit und Wahrscheinlichkeit”,”1915.

Мейнонг (meinong) Алексиус Фон
(1853-1920) – австр. философ и психолог, ученик Брентано. В 1878-82 преподавал философию в Венском ун-те, с 1882 – в ун-те Граца,...

(1853-1920) – австр. философ и психолог, ученик Брентано. В 1878-82 преподавал философию в Венском ун-те, с 1882 – в ун-те Граца, где создал философскую школу и основал в 1886-87 первую лабораторию экспериментальной психологии в Австрии. По мнению М., двойственная природа человеческого познания, объединяющая психическую природу субъекта и предметность его восприятия, делает неотъемлемыми частями гносеологии психологию познания и теорию предметов (die Gegenstandstheorie). Именно разработка последней принесла М. наибольшую известность. Теория предметов – это учение о предмете как таковом, чистом предмете, не вводящее каких-либо ограничений на допустимые в сферу рассмотрения предметы. Один из главных его тезисов, выражающий интенциональный характер познания, – “все есть предмет”. М. характеризует предмет косвенно, посредством указания на “схватывающие” некоторый предмет (овладевающие этим предметом) “переживания” (психические события), основными классами которых являются представление, суждение, чувствование и желание. Эти психические процессы не конституируют, не творят и не модифицируют предмет, на который они направлены, напротив, предмет всегда есть нечто логически более первичное по отношению к своему “схватыванию”. Однако косвенный способ характеризации предметов неизбежен: психические события – непосредственная реальность человеческого познания, и исходной данностью для него служат явления психики. Тезис, что всегда существует некоторое психическое “переживание”, ответственное за предъявление мышлению того или иного предмета, пронизывает всю философию М. Исходным пунктом его общей теории ценностей является “переживание значимости”, “чувство бытия”, предъявляющее свой специфический предмет. Своеобразной кульминацией теории предметов является учение М. о “внебытии чистого предмета”, согласно которому “имеются” предметы, не имеющие бытия и тем не менее имеющие характеристики. Идея не приписывать (чистому) предмету никакого вида бытия – парадоксальна, но, по мнению М., вполне допустима, если иметь в виду, что высказывание “А не имеет бытия” может быть истинным. Хотя экстравагантность отдельных положений М. вызвала критику (напр., со стороны Рассела), именно эти идеи стали актуальными с развитием неклассических логик и современных онтологических исследований.

Gesamtauseabe. 8 Bde. Graz, 1968-1978.