Народ
- связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем...

- связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа (см. Дух). Философия – прежде всего в лице своих крупнейших представителей – связана с народом не только через язык, ее содержание и форма также несут на себе отчетливый отпечаток особенностей народа, которому эта философия принадлежит. Она строится на основе типического восприятия жизни и общности (одинаковости) бытия, воспроизводя в мыслительной форме характерные для данного народа осн. темы.

Народ
— в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность...

— в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия “Н.” как социологической категории отражает изменение социальной структуры об-ва; для первобытнообщинного строя различие терминов “население” и “Н.” не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом об-ве понятие “Н.” вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью Н.— это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание прогресса, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые на данном этапе составляют Н. Н., включая в себя в качестве своих гл. элементов непосредственных производителей — трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям. Это особенно важно учитывать в совр. условиях, когда развертываются широкие народные движения против милитаризма, за мир, демократию и социализм. Марксизм впервые установил, что Н., народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования об-ва; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Роль народных масс как гл. субъекта, движущей силы социально-преобразующей деятельности возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразовании. Успешное развитие социализма возможно лишь тогда, когда трудящиеся массы на деле станут управлять делами государства и об-ва. В процессе перестройки создаются реальные предпосылки решения этой исторической задачи.

Народ
в обыденном сознании все население страны, государства (в этом случае понятие «народ» совпадает по содержанию с понятием...

в обыденном сознании все население страны, государства (в этом случае понятие «народ» совпадает по содержанию с понятием «народонаселение»), в научном смысле содержание понятия «народ» исторически менялось. При всех различиях в подходах к определению понятия «народ» его социологическое содержание отражает дифференциацию общества на этносы,слои, группы, классы и т. д. С точки зрения этого критерия народом можно считать совокупное единство населения страны.

Народ
- 1) все население определенной страны; 2) народные массы, включающие на конкретных этапах истории те классы и слои,...

- 1) все население определенной страны;

2) народные массы, включающие на конкретных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества;

3) различные формы исторических общностей (племя, народность, нация);

4) совокупность элит той или иной страны, сформировавшихся и обнаруживаемых во всех существенных социально-значимых отношениях.

Облагораживающее действие искусства на человека иногда подчеркивают афоризмом: в театр идет толпа, а выходит из театра народ.

Народ
- исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по...

- исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества.

Народ
- Раскол стимулирует понимание Н. через абсолютизацию первого из полюсов в дуальных оппозициях: Н. – власть, а также:...

- Раскол стимулирует понимание Н. через абсолютизацию первого из полюсов в дуальных оппозициях: Н. – власть, а также: Н. – интеллигенция.

При этом вторые полюса выводятся за рамки Н. и расцениваются как внешние, возможно враждебные силы. Н. сводится к низшим слоям, к простонародью. Н. выступает как субъект самосознания общества в целом. Однако его рост – длительный процесс, который в своих высших формах сначала кристаллизируется в духовной и правящих элитах, интеллигенции, что стимулирует развитие самосознания в Н. (См. : Двуединый характер социокультурного развития, Точка роста и развития).

Н. в сознании части интеллигенции выступает как тотем, партиципация к которому – жизненно важная задача интеллигенции. Тем самым интеллигенция отказывается от своей критической функции по отношению к народу, от критики истории, т. е. от критики Н. как объекта истории, от стимулирования через диалог массовой рефлексии. Это народничество в его разнообразных формах заводит в тупик, так как Н., лишенный самокритики, отлученный от диалога с высшими уровнями культуры, не обладая достаточным уровнем рефлексии, не в состоянии принимать эффективные решения в сложных социокультурных условиях, склонен следовать инерции истории.