Общение

— специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. В философском смысле О. не сводится к намеренно выполняемым актам О., к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, претворяемой через обогащение субъектом своей жизнью жизни всех других субъектов. О. неотъемлемо присуще предметной деятельности человека, взятой как процесс установления и обновления уз преемственности и творчества, но не сводится к этой деятельности. Производительные силы (поскольку они прежде всего сущностные силы человека) — это силы общительности. Общественные, особенно производственные, отношения находят себе конкретное осуществление именно в О. Вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует лучшего О., а может и затруднять его качество, его уникальность, если они не вплетены в сферу целостной деятельности человека, если не преодолено еще отчуждение последнего. Процесс и формы О. исследуются психологией, социологией, этнографией, лингвистикой и др. науками.

схожие:

  1. Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит...
  2. Общение - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных...
  3. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как...

Общение

- понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру. Иногда термин “О.” используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, “стратегического поведения”), О. (как “коммуникативное поведение”) не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако, в отличие от коммуникации, О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность. Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура О. – диалогична. Бубер называл О. людей “диалогической жизнью”. Выявленная Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение которых и является целью диалога. В процессе О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта – его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, О. между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру – непосредственному или опосредованному – позволяет выделить как его виды прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциализируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение друг от друга, институализация и развертывание в особые социокультурные практики компонентов О.: трансмутации (наука), трансляции (образование и воспитание) и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуникативно-информационные сети). И.Н. Красавцева, В.Л. Абушенко

схожие:

  1. Общение одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди как физически,...
  2. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как...
  3. Общение - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных...

Общение

одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди как физически, так и духовно творят друг друга. Люди могут нормально жить только в общении друг с другом, обмениваясь опытом, влияя друг на друга. Поэтому очень важно формировать высочайшую софийную культуру общения. В психологии определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера. Общение деловое – вид общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность значимая для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное понимание в вопросах дела; 3) основной задачей выступает деловое сотрудничество.

схожие:

  1. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как...
  2. Межличностное Общение общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды,...
  3. Общение - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее...

Общение

- взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. – форма их реализации, обеспечивающая – наряду с предметными опосредованиями – воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие О. используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур”), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае О. не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они, следовательно, в любых истолкованиях О. остаются “ядерными структурами”. Для философии О. представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. В философии сложности в описаниях О. разъясняются определениями О. как прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного. В прямом О. люди взаимодействуют “лицом к лицу”, “бок о бок”; в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но, как деятельность не сводится к прямой совместности, так и О. не редуцируется к непосредственным контактам. В ходе социальной эволюции и развития культуры возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное О. между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Усложнение и проблематика культуры в значительной мере определяются возрастающей ролью этих средств в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует разрыву понятия деятельности и понятия О. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие О. привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени. Развитие обществознания XX в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах и человеческом бытии, привело к упрощенным истолкованиям О. и деятельности: о. сводилось к межсубъектным взаимодействиям, а деятельность – к воздействиям человека на вещи. Соответственно, многообразные формы О. редуцировались к представлению о непосредственных контактах между людьми; из связей О. как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности – взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы О., фактически и в обыденном и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки О. как непосредственного взаимодействия между людьми. В последние десятилетия интенсивно обсуждаются вопросы формирования или реализации О. как диалога, в котором происходит некое соизменение субъектов, осуществляется взаимопонимание и со-знание. Однако в многочисленных случаях сведения О. к непосредственному взаимодействию происходит психологизация диалога, его растворение в формах восприятия, переживания, выражения. Кроме того, утрачивается возможность к определению системы связей и опосредований, задающих контекст и проблематику диалогического О. Опыт обществознания XX в. показывает, что рассмотрение О. в рамках непосредственных взаимодействий между людьми стимулирует, по преимуществу, психологические и лингвистические его описания. Язык, реализуя прямой контакт между людьми, служит средством представления многообразных связей и форм, скрыто присутствующих в актах общения. Это зачастую дает повод трактовать язык в качестве формы, не только замещающей, но и предопределяющей различные связи и опосредования (социальные, исторические, культурные), структурирующей и О., и психику индивидов, и социальное время. Во второй половине XX столетия возникли вопросы, сопряженные с анализом самореализации человеческих индивидов, ее влиянием на развертывание социального процесса, на воспроизводство и обновление культуры. Подведение О. под некие устойчивые структуры языка с т. зр. этих задач оказывается явно непродуктивным. Более того, возникает проблематика порождения структур и конкретных систем человеческих взаимодействий, исследования различных социальных условий, определяющих формы и функции О. В конце XX в. отношение к проблеме О. во многом определяется характером, который приобретает мировое сообщество. В одном социальном пространстве и времени, в ситуациях по необходимости тесных контактов оказываются общественные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация О. естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Но именно она определяет задачу выстраивания форм, становящихся языком О. для разных социальных, политических и культурных систем (см. “Взаимодействие”, “Деятельность”, “Связи социальные”). В. Е. Кемеров

схожие:

  1. Общение - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее...
  2. Общение — специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека...
  3. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как...

Общение

- одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга…» (Маркс К; Энгельс Ф-, т. 3, с. 36). Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга. По словам Ф. Энгельса, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью» (т. 21, с. 297). В процессе О. люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». О.-это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с др. людьми, а также обращение человека к самому себе ·-к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека О. становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. «Тайна» О. состоит в стремлении и умении жить с др. людьми и согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством собственной души, сердца. Человеческий, общественный смысл подобной самоотдачи определил К. Маркс: «…ощущать потребиость в том величайшем богатстве, каким является другой человек» (т. 42, с. 125), для того чтобы «чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием» (там же, с. 121). О. – одновременно процесс воспитания и самовоспитания, в к-ром без дидактики а морализи-рования люди воздействуют друг на друга. Поэтому так важен вопрос о его нравственном смысле и культурных формах-Подлинно человеческое О. – форма творчества, помогающая выявить я раскрыть лучшие стороны личности. Оио строится на уважении достоинства др. человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т, п. Элементарная, казалось бы, привычка приветствовать при встрече друг друга имеет глубокий смысл, означая радость, что видишь знакомого или близкого человека здоровым, выражение расположения, симпатии и т. д. И не случайно у мн. народов приветствие представляет собой ритуал, церемонию. Наиболее содержательное, емкое и выразительное средство человеческого О. – слово, речь. Умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Но есть и «немой язык» человеческих чувств – взгляд, жест, к-рый может быть приветливым и обидным, красивым и вульгарным, выразить симпатию или антипатию к человеку; поза, манера держаться в разговоре, на трибуне и т. д. также характеризуют культуру, воспитанность человека. Жанр, способ и средства О. имеют нравственный, гуманистический смысл, поскольку раскрывают,· насколько развита в человеке способность поставить себя на место и в положение др. людей. Формирование и совершенствование потребности в О. с др. людьми – важная задача нравственного воспитания в условиях социалистического, коллективистского об-ва и одновременно гарантия правильной направленности в развитии общительности» культуры О.

схожие:

  1. Общение одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди как физически,...
  2. Общение - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее...
  3. Общение, Связь, Союз, Объединение Философский смысл термина: Общность, общение (людей друг с другом) (Цицерон)....

Общение

- процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности, в частности личности ученого.

схожие:

  1. Общение - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных...
  2. Общение — специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека...
  3. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как...
сайт знакомств любви