Платонизм
1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии,...

1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками;

2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы.

Платонизм, сначала в виде “раннего платонизма”, имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой – Севсипп, Ксенократ; во второй – Аркесилай, Карнеад; в третьей – Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К “среднему платонизму” принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

Платонизм
1) учение Платона; 2) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История...

1) учение Платона;

2) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона.

История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4-3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) — со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2—1 вв. дон. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма;

3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

Платонизм
- учение древнегреческого философа Платона (V – IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской...

- учение древнегреческого философа Платона (V – IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь – учение об идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина предсуществования души). Весь горний мир полон света Высшего блага – и его познание является целью философских исканий, мотивируемых эросом – любовной страстью к познанию и красоте. Космос – мировой организм с Мировой душой – динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная природа – мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или не-сущего). Космос – место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение – благо для души, а смерть – не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные реинкарнации в земные тела. Познание – это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая добродетель – разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив его с Премудростью, Логосом, но отвергли его учение о душе – с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Боговоплощение для платоников неприемлемо – оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не гнозис. Вера (pistis) для них – не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.