Платонизм Христианский
- в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория Нисского, Боэция, Иоанна Скота Эриугены, М.Фичино,...

- в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория Нисского, Боэция, Иоанна Скота Эриугены, М.Фичино, Николая Кузанского, Дж.Бруно и мн. др., а в России – Вл.Соловьева, П.Флоренского, С.Булгакова и др. Свою задачу они видели в преодолении крайностей платонизма, очищении его от язычества и примирении христианской веры с откорректированным платоническим миропониманием. Они приняли его основную интуицию первенства горнего (небесного) мира над земным и связи между этими мирами, с укорененностью земного в небесном. П.Флоренский оценивал платонизм как “мировоззрение, наиболее подходящее к религии как таковой”, и видел в нем “самый могучий из ферментов культурной жизни”. Однако, платонизм не удалось органически слить с верой в воплощенного Бога. Следствием этого стало, напр., у русских платоников то, что именно София, а не сам Христос, играет центральную роль в их системах. Многовековая история христианизации платонизма показала, что его резкий дуализм горнего и земного полному воцерковлению не поддается.