Позитивизм
(лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного,...

(лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др.крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, “метафизическими”. Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин “П.”. Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого — Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения “логики науки” с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.

Позитивизм
(лат. positivus – положительный) – (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное...

(лат. positivus – положительный) –

(1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (“метафизики”) в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом;

(2) – философское направление, фундированное означенной установкой.

В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы:

I – так называемый “первый П.” (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.);

II – “второй П.” (Авенариус, Мах);

III – “третий П.” или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.);

IV – постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).

Ю.В. Баранчик

Позитивизм
философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов, враждебное метафизике, стремление...

философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов, враждебное метафизике, стремление основывать познание лишь на фактах. Позитивизм, сформулированный Контом и его учениками, представляет собой одновременно как философию науки, политику, так и религию. Первая известна тем, что хочет заменить «теологическое» объяснение трансцендентной причинностью, а «метафизическое» объяснение, основанное на простом понятии (мак наводит сон, потому что он обладает «сонным качеством»), – позитивным объяснением, основанным на «законе». Позитивистская политика направлена на создание общественного строя, приспособленного к «индустриальной эре», когда духовная власть отличается от политической, когда спекулятивный класс (ученые, художники, философы) оказывается в оппозиции активному классу (коммерсанты, промышленники, работники сельского хозяйства). Наконец, объектом позитивистской религии будет не трансцендентный и недостижимый Бог, а Человечество.

Позитивизм
(от лат. positivus – положительный) – одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии....

(от лат. positivus – положительный) – одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30-40-х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6-томного “Курса позитивной философии” О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия “Курса”, тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от физики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение рус. интеллигенции гегелевским энциклопедизмом. Одна из первых оценок П. принадлежит Белинскому, в 30-е гг. прошедшему через увлечение гегельянством. В письме к Боткину от 17.02.1847 г. он дал следующий отзыв о О. Конте: “Этот человек – замечательное явление, как реакция теологическому вмешательству в науку, и реакция энергическая, беспокойная и тревожная” (Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 329). Определенный интерес к П. проявляли петрашевцы, изучавшие соч. Конта: “Наследники сильно возбужденной умственной деятельности сороковых годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье, в последователи Конта” Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. С. 344). Петрашевец Майков был одним из первых слушателей домашних лекций Конта. Ряд суждений о П., его философии и социологии Майков высказал в работе “Общественные науки в России” (1845). Здесь он впервые в рус, литературе упомянул имя Конта и призвал к созданию “единой общественной науки”, способной возвыситься над фр. “безверием XVIII века” и “спекулятивным воображением” немцев. По его мнению, новая концепция знания должна синтезировать в одно целое промышленность, науку, искусство и религию как “формы общественной деятельности”. Во 2-й пол. XIX в. влияние П. достигает своего апогея, широкую известность приобретают труды Дж. Льюиса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Э. Литтре, И. Тэна, Г. Т. Бокля и др. По определению В. С. Соловьева, влияние П. приобрело характер “идолопоклонства”. Антипозитивистская магистерская диссертация Соловьева “Кризис западной философии” была защищена в 1874 г. в Петербургском ун-те – цитадели российского П. В специальном приложении к ней, посвященном Конту, содержалось опровержение претензии П. “быть всеобщим мировоззрением”, тогда как он “сводится к известной системе частных эмпирических наук безо всякого универсального значения”. Защита стала важным академическим и общественным событием. Неофициальными оппонентами выступали известные сторонники П. – Де-Роберти и Лесевич. Специальную брошюру, направленную против диссертации, выпустил Кавелин (Априорная философия, или Положительная наука? (По поводу диссертации г. В. Соловьева). Спб., 1875). Одобрительные отзывы последовали от Страхова, Толстого, А. С. Суворина. Впоследствии Соловьев пересмотрел и дополнил свои ранние суждения о П. В докладе “Идея человечества у Августа Конта”, прочитанном 7.03.1898 г. по случаю 100-летней годовщины фр. философа, он дал высокую оценку его “положительной религии”. Интерес к П. проявляли и в светских, и в религиозно ориентированных философских кругах. Наряду с Чернышевским, Серно-Соловьевичем, Антоновичем, Шелгуновым, Лавровым, Ткачевым идеи П. использовались Данилевским, Гротом, Троицким и др. Критически отзывались о П. Юркевич, Гогоцкий, Новицкий, Кудрявцев-Платонов, Никанор (Бровкович). Представители духовно-академической философии, как правило, не видели принципиальных различий между П. и философским материализмом. Сторонники последнего, в свою очередь, критиковали П. за чрезмерный эмпиризм и социальный реформизм (Герцен, Огарев, Чернышевский, Писарев, М. А. Бакунин). Другие считали, что после освобождения П. от определенного налета теологизма и спекулятивности он сам по себе может выступать как разновидность реалистического миропонимания (Танеев, Филиппов, И. И. Мечников). Т. наз. “второй П.” связан в России с теоретической деятельностью Лесевича, Грота, Оболенского, Де-Роберти (ср. с деятельностью Ш. Ренувье, А. Пуанкаре во Франции; В. Ф. Оствальда и Й. Петцольда в Германии; Р. Авенариуса в Швейцарии, Э. Маха в Австрии). Эта фаза в развитии П. характеризуется тенденцией к синтезу различных направлений его: физического, физиологического, химического, правового, исторического и др. В оппозицию “второму П.” становились такие рус. ученые, как А. Г. Столетов, Н. А. Умов, к-рые наряду с М. А. Корню и Л. Больцманом отвергли отрицание Оствальдом и его рус. последователями (Н. Шишкин, А.Бачинский, А. Щукарев и др.) объективной реальности микромира. К концу XIX в. П. стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. На рус. язык был переведен главный труд Конта под названием “Курс положительной философии” (Т. 1-2. 1899-1900), изданы работы мн. представителей П. на Западе, а также его рус. последователей – Ковалевского, Петражицкого, Сорокина, Кареева и др. Идеи П. развивал Лесевич в своих многочисленных соч.: “Очерк развития идеи прогресса” (1868), “Позитивизм после Конта” (1869), “Новейшая литература позитивизма” (1870) и др. Понимая П. как “верхний этаж философского мироразумения”, Лесевич отождествлял науку и философию, используя термин “научная философия”. Как отметил Зеньковский, “по существу, философия у него растворяется в научном мировоззрении”. Предметом этой философии, считал Лесевич, становится “действительность в теснейшем смысле этого слова, т. е. та часть Вселенной или Космоса, которая в какой-либо мере может во времени и пространстве подлежать нашему наблюдению и опыту” (Собр. соч. М., 1915. Т. 1. С. 56). Испытав значительное влияние со стороны Лаврова и Михайловского, Лесевич разрабатывал проблематику субъективного метода в социологии. Идейно он был также близок к Вырубову, издававшему в Париже с 1867 г. совместно с Литтре журн. “Позитивная философия”. “Реалистическое” истолкование Лесевичем П. с кон. 70-х гг. сменяется постепенно “субъективистским”: “Опыт критического исследования основоначал позитивной философии” (1877), “Этюды и очерки” (1886), “Что такое научная философия” (1891). Уже после смерти Лесевича вышла его кн. “Эмпириокритицизм как единственно-научная точка зрения” (1909). В работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм” он был назван “первым и крупнейшим русским эмпириокритиком”. Позитивистско-народнические установки разделял также Оболенский, перу к-рого принадлежат работы. “Личность и прогресс” (1880), “Свобода воли” (1883), “Изложение и критика идей неомарксизма” (1899) и др. Их автор эволюционировал от увлечения “первым позитивизмом” до собственной философской системы, возникшей на основе критики взглядов Конта под влиянием Спенсера, Петцольда, Маха и Авенариуса. В ст. “Основные ошибки современного материализма и позитивизма” (Русское богатство. 1890. № 1-3) Оболенский высказал концепцию т. наз. “панфилософии” (“всефилософии”) – синтеза критической, научной и умозрительной философии, основанной на соединении “чистого опыта” и достоверно познаваемых “перемен” в природе и общественной жизни. Наряду с Лесевичем и Оболенским идею “чистого опыта”, идущую от Авенариуса, разрабатывал также физик Шишкин, истолковывавший физику и механику в духе витализма и “физиологического идеализма”. Одной из наиболее влиятельных и распространенных в России форм социологического П. стала психологическая школа (Петражицкий, Кареев, Хвостов, Сорокин и др.). Хвостов указывал, напр., что в “историческом процессе главную роль играет психическая сторона, как в отдельных личностях, так и во взаимодействии их” (Теория исторического процесса. 1910. С. 26). Сорокин утверждал, что социологическая теория неизбежно опирается на “психологическую точку зрения” (Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова//П. Л. Лавров. Пг., 1922. С. 287). К психологической школе примыкали также психиатры и криминалисты (Д. А. Дриль, А. П. Лихачев, Е. Н. Тарнавский, В.Ф. Чиж, А. А. Токарский, Н. Н. Баженов и др.). Ее становлению способствовали идеи “психологии народов” (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Штейнталь), основанные, в свою очередь, на положениях В. Гумбольдта и И. Ф. Гербарта, а также взглядах И. Тэна, Т. Рибо, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ч. Ломброзо и др. В развитии психологической школы в рус. П. большую роль сыграли труды П. Ф. Лилиенфельда, Михайловского, Каблица, Ковалевского, Грота – руководителя Московского психологического общества и редактора журн. “Вопросы философии и психологии”. Последний высказал мысль о необходимости перестройки всей социальной науки на психологическом основании. Философия, по Гроту, должна “стремиться примирить мысль и чувство, науку и религию” (О направлении и задачах моей философии. М., 1886. С. 14-15). Ковалевский, разрабатывавший историко-сравнительный метод и “генетическую теорию в социальных науках, опирался в основном на первых позитивистов, что не мешало ему искать контакты с марксизмом и дарвинизмом. Широкую известность в России и за рубежом получили его исследования по истории семьи и брака, культуре первобытного об-ва, социальной статистике и др. С психологической школой Ковалевского сближало подчеркивание огромного значения психического фактора, творческого потенциала личности в создании государства, права, религии, искусства (см.: Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215). О широте распространения идей П. в России свидетельствует также их применение к области “философии техники”, своеобразной отрасли знания, разработанной Энгельмейером. В советское время П. стал едва ли не единственной разновидностью немарксистской философии, более или менее свободно распространявшейся в книгах, журналах, переводах с иностранных языков. Этому способствовала поначалу увлеченность П. ряда известных теоретиков большевизма (Луначарский, Богданов и др.). Философские дискуссии в 20-нач. 30-х гг. также в значительной степени проходили под воздействием духа П. (см. “Диалектики” и “механисты”).

Позитивизм
(от лат. positivus – положительный) – течение в западной философии XIX – XX вв., теснее прочих связанное с культом науки,...

(от лат. positivus – положительный) – течение в западной философии XIX – XX вв., теснее прочих связанное с культом науки, широко распространенным в Западной Европе в эти два столетия.

Основателем П. считается О Конт, выдвинувший знаменитую теорию трех ступеней развития человеческого духа, согласно которой человеческое сознание в своем развитии проходит три стадии

1) теологическую, характеризующуюся переходом от фетишизма через политеизм к монотеизму, уважением божественного права королей и милитаризмом,

2) метафизическую, отличительными особенностями которой являются критика старого режима и переход к новому порядку;

3) позитивную, в рамках которой осуществляется переход к точному, применимому и органичному знанию, обеспечивающему индустриализацию и мир, общественный порядок и прогресс.

Начало XIX в. Конт считал периодом перехода от второй стадии к третьей, а все неурядицы, характерные Для Франции того времени, объяснял смешением всех трех состояний человеческого духа. Конт стремился произвести интеграцию знания на основании распространения законов физики в области позитивизм других наук, в т. ч. даже и социологии (социальной физики), родоначальником которой он был. Теория науки Конта была тесно связана с его теорией трех стадий развития человеческого духа, которая, в свою очередь, представляла собой истолкование учения А. де Сен-Симона и была призвана объяснить политическую жизнь Франции первой половины XIX в. Основоположники английского П. Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер исходили из иной ситуации. Так, Милль критиковал классификацию наук Конта за редукционизм, но при всех отличиях английского П., воспитанного утилитаризмом И. Бентама и английской классической политэкономией, он отличался той же нерассуждающей верой во всемогущество науки и одной из важнейших задач своих считал интеграцию научного знания. Т. н. “второй позитивизм”, или эмпириокритицизм, был создан австрийским физиком Э. Махом и швейцарским психологом Р. Авенариусом Проблема интеграции научного знания рассматривалась в рамках “второго позитивизма” как проблема интеграции психологических и физических наук, и ее решение надеялись отыскать, разрабатывая философию чистого опыта. В отличие от П. первой половины XIX в., “второй позитивизм” практически не уделял внимания теории развития и был ориентирован, в первую очередь, на естественные науки. Развитием и продолжением “второго позитивизма” стала деятельность Венского кружка и некоторых других представителей аналитической философии (А. Дж. Айер, “ранний” Л. Витгенштейн и др.) в 20 – 30-е годы XX в.; иногда этих авторов объединяют названием “неопозитивизм”, или “третья форма позитивизма”.

В теории общества для П. характерно рассмотрение условий, в которых действуют люди, как некоей данности, как квазиприродной обстановки, объективной среды, задающей возможности социализации и самореализации индивидов. Социальная система в такой трактовке оказывается совокупностью функций, определяющих характер и содержание человеческих взаимодействий. Социальность для П. – это прежде всего структура связей, в которую человеческие индивиды “включаются”, которой они вынуждены подчиниться. Такая трактовка социальности, описывающая ее как отчужденную от человеческих принципов форму, характерна не только для П. в чистом виде, но и для ряда других направлений – догматического марксизма, экзистенциализма, неофрейдизма. Хотя они по-разному оценивают состояние отчужденности социальных связей от индивидов, они по сути дела позитивистски, т. е. отказываясь от исследования взаимосвязи социальности и индивидов и их бытия, описывают эту ситуацию.

П. с 60 – 70 гг. сменяется постпозитивизмом, исследующим влияние философии, искусства, политики и т. п. вненаучных факторов на развитие научных теорий.

С. А. Никитин

Позитивизм
- идеалист, течение в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из признания «позитивной» (положительной, конкретной)...

- идеалист, течение в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из признания «позитивной» (положительной, конкретной) науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претензией на «наиболее общее знание» (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 — нач. 20 в. объявляет себя «теорией познания точных наук» (Э. Мах, эмпириокритицизм). Осн. гносеологич. установка П. — агностицизм, базирующийся на субъективно-идеалистич. убеждении, что человеч. познание ограничено «явлениями» как психич. состояниями субъекта. Первоначально направленный против теологии и метафизики, к-рые в условиях «промышленного общества» должны уступить место науке, П. впоследствии все более выявляет свою антима-териалистич. сущность. В целом скептически относясь к религ. догмам, П. примиренчески относится к религии, формулируя раз-лич. способы ее «совмещения» с наукой: от признания «непознаваемого» как «причины» познаваемых явлений и до «анализа языка религии», имеющего целью упорядочение и логико-семантич. «оправдание» теологии. Мировоз-зренч. скептицизм совр. П. приводит к «уравнению в правах» религ. представлений и атеизма как якобы одинаково научно непроверяемых, в конечном счете эмоц. установок. В. И. Ленин указывал, что объективная соц. роль П. «сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности» (т. 18, с. 380). В то же время филос. непоследовательность П. приводит мн. его представителей в лагерь свободомыслящих (напр., Б. Рассел), что служит причиной критики его религ. идеологами.

Позитивизм
(от лат. positivus – положительный) – течение в философии, идущее от О. Конта, настаивавшего, что научное знание –...

(от лат. positivus – положительный) – течение в философии, идущее от О. Конта, настаивавшего, что научное знание – единственно достоверное, а метафизику и теологию следует отбросить. Позитивизм отверг материализм, идеализм, рационализм и натурализм и теологию. В религиозных вопросах позитивисты – сторонники скептицизма или агностицизма: к примеру, утверждение “есть Бог” ненаучно, т.к. не выводится ни из какого опыта. Заслуги позитивизма – в его противодействии идеологической демагогии ради свободы от “догматического кошмара”. Христианская мысль сохраняет метафизику, веря, что реальность в целом сложна и многопланова и требует таких средств познания, какими наука не располагает, и считает искание религиозной правды высшим проявлением природы человека. Поэтому в позитивизме есть бесчеловечность, характерная для современности (Л.Джуссани). Иногда термином “позитивизм” обозначают снижение уровня духовной жизни и духовного наставления в Церкви до оправдания бытового плотского благочестия и морализма, а также бесчувственность религиозной мысли к тайне космоса и человека.

Позитивизм
(от лат. positivus – положительный). Термин “П.” впервые использовал К.А. де Сен-Симон для обозначения метода науки,...

(от лат. positivus – положительный). Термин “П.” впервые использовал К.А. де Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. О. Конт развил и популяризировал П., что превратило его в многочисленное и интернациональное движение в философии второй половины XIX и начала XX веков. Крупнейшие его представители в XIX в. – Дж.Милль (1806-1873), Спенсер (1820-1903), Э. Ренан (1823-1892), И. Тэн (1828-1893). Ядро П. составляют положения о том, что подлинное знание должно опираться на эмпирические факты, что такое знание дает только наука, поэтому и философия должна использовать научный (позитивный) метод, должна выявлять основные принципы всех наук, обобщать их и рекомендовать для организации социальной жизни. В П. до первой мировой войны можно выделить три основных течения. Социальный 77., связанный с идеями Конта о социальной физике и социальном прогрессе и представленный нем. философами Е. Дюрингом (1833-1921), Ф. Йодлем (1849-1914) и, в известной степени, Дюркгеймом. На эволюционный 77. сильное влияние оказала теория Дарвина; вслед за Спенсером его развивали такие популярные в начале века философы, как Э. Геккель (1834 -1919), В. Вундт (1832-1920). Главными фигурами критического 77. были Мах и Р. Авенариус (1843-1896), ученик Маха Й. Петцольд (1862-1929) и его англ. последователь К. Пирсон (1857-1936). Этот вид П., называвшийся в Австрии и Германии также эмпириокритицизмом, основное внимание уделял философии науки и был непосредственным предшественником неопозитивизма.

Позитивизм
(франц. “positivisme”, от лат. “positivus”, “положительный”) – философия, возникшая в XIX веке и исходившая из...

(франц. “positivisme”, от лат. “positivus”, “положительный”) – философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты (“атомарные факты”), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

Позитивизм
(лат. positivus – положительный) – 1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное...

(лат. positivus – положительный) –

1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (“метафизики”) в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом;

2) философское направление, фундированное означенной установкой. В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы:

I – так называемый “первый П.” (Конт, Милль, Спенсер, Э.Литтре, П.Лаффит, И.Тэн, Э.Ж.Ренан и др.);

II – “второй П.” (Авенариус, Мах);

III – “третий П.”, или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Г.Райл, Дж.Уисдом, П.Строссон, Дж.Остин, М.Блэк, Н.Малкольм, Н.Гудмен, А.Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г.Фейгль, Г.Ган, В.Крофт, Ф.Кауфман, Гедель и др.);

IV – постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).