Яхве, Ягве
имя др.-евр. бога, фигурирующее в Ветхом завете. Иудаизм запрещает верующим произносить его, вместо него читают и говорят «адонай» («господь мой»).

- имя др.-евр. бога, фигурирующее в Ветхом завете. Иудаизм запрещает верующим произносить его, вместо него читают и говорят «адонай» («господь мой»). В литературе вплоть до 19 в. встречается неправильная транскрипция — Иегова. Значение слова «Я.» остается неясным. Возможно, оно связано с глаголом «хово», означающим «быть», «существовать». В рус. синод. переводе Ветхого завета имя Я. почти всюду заменено словом «господь», близкими по значению словами оно передается и в переводах на зал. языки. В др. иудаизме Я. первоначально был богом племени Иуды и считался не единственным, а одним из богов. Лишь в процессе длительного историч. развития Я. превратился из племенного в «общечеловеч.» бога, творца неба и земли. По представлениям иудаизма, Я. связан с народом Израиля «заветом», двусторонним договором.

Яхве, Ягве
(иуд.) – запретное, непроизносимое имя Бога, пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (YHWH – т. н. тетраграмматон).

(иуд.) – запретное, непроизносимое имя Бога, пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (YHWH – т. н. тетраграмматон). С III века до н. э. имя Бога в текстах читается как «Адонай», а в позднее Средневековье тетраграмме были приданы гласные звуки этого имени, и оно стало читаться как «Иегова» (в русских переводах с греческого оно передается как «Господь»), Раскрытие этого имени Моисею, которому Бог явился в неопалимой купине, рассматривается как знак особого откровения, данного Моисею. По преданию, это имя произносилось первосвященниками втайне от окружающих раз в году, в день Очищения, причем тайна его звучания передавалась по старшей линии первосвященнического рода.