Забота
Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям...

Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хай-деггер анализировал 3. в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден 3. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип “заботы о себе” древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование 3. о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

Трактовка 3. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях. Конфуций главным качеством “благородного мужа”, мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упани-шадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.

В антич. философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, “узы между людьми” поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал “главнейшим связующим звеном” для общества и “содружества человеческого рода” вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.

В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется “самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением” (С.М. Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.

В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И. Кант сен-тименталистской трактовке благожелательности противопоставил “практическую”: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — “долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя”. Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как “женской”, прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной “мужской”, возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве “более мужской” и “более женской” добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании “не вреди”, человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.

Анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики 3., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о 3. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.

О Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 6 т. 1964. Т. 2; Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2); Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Он же. Об обязанностях [I] // Там же; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995; Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., J997; Noddings N. Caring: A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley; London, 1984; Gilligan C. In a Different foice. Cambridge, 1993; Tronto J. Moral Boundaries. New York; London, 1993.

O.B. Артемьева

Забота
– исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении....

– исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении. Забота – экзистенциальное условие житейских забот. В состоянии брошенности и падения забота является источником таких порывов как желание, стремление и влечения.

Забота
— специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения...

— специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3. является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без к-рого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3. о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты к-рой человек получит лишь в последующем, а с др. стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3. в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает “фаталистическую” предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и об-ва (Свобода и необходимость). В стоицизме (напр., в моралистике Сенеки} развивалось то представление, что 3. “вырабатывает” добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным.

В совр. философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, к-рый понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутри-мировом-сущем”.

Первый момент означает изначальную “заброшенность” человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного.

Второй — то, что человек “не есть то, что он есть” в настоящий момент, а есть “проект” самого себя; что будущее, будучи “причиной” человека, “втягивает” его в себя.

Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к “сподручному”.

Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена “временности”.

Забота
- в экзистенциалистской философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к...

- в экзистенциалистской философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в связи с др. человеком – заботой о другом, общей заботой.

В самой заботе слиты три структурных момента существования:

1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, и все это увенчивает страх;

2) заброшенность;

3) забвение.

Забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть. Сенека в изречении “Guro hominist bonum perficit” (“Забота совершенствует добро в человеке”) выразил ту мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственности возможности. О причинах того, что осн. состоянием человеческого существования является забота, повествует Гиган (ок. 25 до Р. X.) в басне о сотворении человека. Забота сотворила человека из звука, Юпитер влил в него душу, тогда возник спор о владении этим творением. Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого создания обязан вернуть “времени” дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна им владеть, пока оно живет (“Cura teneat, quamdiu vixerit”).