Динамика И Статика В Религии
- введенное А.Бергсоном различие двух аспектов религиозной жизни – социально-консервативного и личностно-поискового....

- введенное А.Бергсоном различие двух аспектов религиозной жизни – социально-консервативного и личностно-поискового. Внешне религия – это прежде всего порядок, стабильность, установившаяся традиция, противодействие разлагающей силе автономного разума, защита ценностей и святынь; с этим связаны мифы, родовое сознание, обрядоверие, магические тенденции, национализация религиозной жизни, поглощение личности социальным целым. Но есть в религиях обновление и прогресс. Особо одаренные личности в порыве любви к Высшему и ко всему человечеству творчески раздвигают горизонты традиций. Они принимают нисходящий поток духовных прозрений и распространяют то, что им открылось. Здесь – мистицизм, духовное восхождение, прорывы к Богу, созидание Творцом творцов, преображенных Божией любовью, ее носителей и выразителей. Через мистиков творчески-обновляющий импульс Высшей жизни передается всему человечеству. Мистически наполненный “жизненный порыв”, согласно Бергсону, создает множественность духовных традиций. Отсюда плюрализм нехристианских религий. Для понимания уникальности христианства такой подход недостаточен: есть центр единения – Иисус Христос, и в христианстве духовное разнообразие создается, вообще говоря, в рамках единства. История Церкви – это борьба за и против унификации духовной жизни, породившая немало расколов. В ХХ в., однако, разнообразие в единстве начали ценить по достоинству.