Яма
(санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях.

(санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях. В буддизме Я.— бог смерти. Перед ним должны предстать все умершие, именно он будет решать, заслуживают они рая или ада. В мифологии ваджраяны его часто называют в ряду хранителей учения -дхармапал.

Н. Л. Жуковская

Яма
санс): десять тантрических заповедей-запретов

(санс): десять тантрических заповедей-запретов: 1. Ахимса, ненасилие. 2. Сатья, правдивость. 3. Астея, нестяжание. 4. Брахмачарья, целомудрие. 5. Кшама, терпимость. 6. Дхрити, стойкость. 7. Дайя, сострадание. 8. Арджава, честность. 9. Митахара, умеренность. 10. Шауча, чистота.

Яма
(Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке).

(Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну, постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род. Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл, который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам, задающим тоновой тон всем темам, лежащим в основе всех последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы таким образом получить согласованность аллегорических показаний, которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают, к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка" - эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский "повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в низшем мире (Патале, Миалбе и т.д.), и аллегория изображает его с поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца (астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях, душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое обиталище в низших областях (Камалоке или Гадесе). И там Писец, вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в обитель "Питри" (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камалоку), или вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.

Яма
Первый умерший в Ведах, затем бог умерших и, в конечном счете, зловещее божество смерти и ада.

Первый умерший в Ведах, затем бог умерших и, в конечном счете, зловещее божество смерти и ада.

Яма
(др. – инд.) – владыка царства мертвых, сын Вивасвата и Саранью, дочери Тваштара. Имеет сестру-близнеца Ями и брата Ману. Я. добился бессмертия в борьбе с богами, которые признали его равным себе.

(др. – инд.) – владыка царства мертвых, сын Вивасвата и Саранью, дочери Тваштара. Имеет сестру-близнеца Ями и брата Ману. Я. добился бессмертия в борьбе с богами, которые признали его равным себе. Агни, до этого пребывавший в загробном мире, уступил этот мир Я., а сам стал жрецом богов. По понятиям древних, царство Я. находилось на юге, но затем стали считать, что Я. живет в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает там на троне и судит умерших по их земным делам, вынося затем решение, по которому душу направляют либо в рай предков, либо в одну из адских обителей, либо на следующее воплощение. Стражами и вестниками Я. являются два четырехглазых пса, которые бродят среди людей, высматривая добычу. Как судья, Я. отождествляется с Дхармой, богом справедливости, причем его власть распространяется не только на мертвых, но и на живых. Я. изображают в красной одежде, его ездовое животное (вахана) – черный буйвол, его оружие – дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела.