Янсенизм
ЯНСЕНИЗМ - неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, которая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим.

ЯНСЕНИЗМ - неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, которая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С. Jan-senius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальвинистской доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего поррояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Янсенизм
ЯНСЕНИЗМ - теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама – ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. – «Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina», 1640).

ЯНСЕНИЗМ - теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама – ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. – «Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina», 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. «Штаб-квартирой» янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля («Lettres provintiales», 1657; рус. пер. «Письма к провинциалу», 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Янсенизм
ЯНСЕНИЗМ - религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типологич. черты протестантизма.

ЯНСЕНИЗМ - религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типологич. черты протестантизма. Я. является частью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17–18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, затрагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском протестантизме), и представляла собой попытку возродить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства.

Толчком к возникновению Я. послужила посмертная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсения (или Янсена, 1585–1638) "Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилийцев" ("Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicine adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1–3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т.н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превращающейся в действенную) как возврат к ереси Пелагия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено папой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положений, "ученики св. Августина", оставаясь внутри католич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близкий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581–1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими готовность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Анжеликой руководивший пор-рояльской общиной, Николь, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615–95), передовой теоретик педагогики и организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоставить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью. П. Кенель (1644–1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно "избранники", т.е. члены янсенистской элиты. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали бескомпромиссного восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит. курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для католицизма тех времен религ. пассивность мирян.

Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI "Unigenitus". Вместе с тем в 18 в. падает его духовный уровень; независимые умы склоняются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопедистов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределении перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727–32 к экзальтированному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышучивали "припадочных". В Голландии к 1723 Я. удалось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дисциплинарных реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата).

Лит.: Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., ?., 1913, Gazier A., Histoire generale du mouvement Janseniste depuis ses origines Jusqu'a nos Jours, 3 ed., ?., 1922–24, Adam A., Histoire de la litterature francaise au 17 siecle, v. 2, ?., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au debut du Jansenisme et de l'antijansenisme 1640–1643 Louvain, 1957; его же La fin de la premiere periode du jansenisme Sources des annees 1654–1680, v. 1–2, Brux.–Roma, 1963–65, Cognet L., Le Jansenisme, ?., 1961; Ecrivains de Port-Royal Introduction et choix de M. Catel, ?., 1962.

С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Синонимы: учение

Янсенизм
религ.-политич. неортодокс. католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. католич. церкви, освящавшей королевский деспотизм.

- религ.-политич. неортодокс. католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. католич. церкви, освящавшей королевский деспотизм. Принципы Я. изложил голл. теолог К. Янсений (1585—1638), развивавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протестантизму (отрицание свободы воли, признание предопределения), проповедовал строгое религ.-этич. самоусовершенствование, видел гл. врага в иезуитах. Я. неоднократно осуждался папой, преследовался королевской властью. Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали самостоят. церковь.

Янсенизм
неортодоксальное течение во франц. и нидерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Европе в 17-18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан

неортодоксальное течение во франц. и нидерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Европе в 17-18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jansenius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальвинистской доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат СенСиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство ПорРояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего поррояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

Янсенизм
теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения

- теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама - ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. - "Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina", 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. "Штаб-квартирой" янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля ("Lettres provintiales", 1657; рус. пер. "Письма к провинциалу", 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.

Янсенизм
религиозно-политическое течение, распространенное в Нидерландах и Франции в 17—18 вв. Осн. идейные положения Я. были сформулированы богословом К. Янсением (1585— 1638), развивавшим учение Августина.

— религиозно-политическое течение, распространенное в Нидерландах и Франции в 17—18 вв. Осн. идейные положения Я. были сформулированы богословом К. Янсением (1585— 1638), развивавшим учение Августина. Я.— разновидность католицизма — во мм. своих положениях тяготел к протестантизму (признание спасения благодатью, предопределения, отрицание свободы воли). По своей социальной сути он являлся идеологией тех слоев, к-рые были недовольны засильем католической церкви, освящавшей феодально-абсолютистские порядки. Общины янсенистов развивали религиозную и педагогическую деятельность, создавали начальные школы со сравнительно широкой программой обучения, применением принципов сознательного усвоения материала, наглядности и т. п. Я. неоднократно осуждался римским папой. Во Франции он потерял свое значение к середине 18 в. в связи с развитием революционной буржуазной идеологии. В Нидерландах Я. превратился в самостоятельную церковь.

Янсенизм
доктрина Янсения (1585-1638), автора «Augustinus» (1640), и его учеников.

доктрина Янсения (1585-1638), автора «Augustinus» (1640), и его учеников. Янсенизм берет за основу и развивает точку зрения «августинианцев» (против «молинистов»), по которой благодать — чисто божественный дар, нисходящий на индивида вне зависимости от какого бы то ни было участия человеческой свободы. Тезисы «Augustinus» были вновь выдвинуты во Франции Дювержье де Оранн, аббатом Сен-Сиран, духовным наставником в аббатстве Порт-Рояль. Распря, связанная с «Augustinus», на чью сторону открыто встал Великий Арно, длилась вплоть до революции: побежденный при Мазарини (1656-1664),-терпимый при Людовике XIV (1669-1679), преследуемый в 1709 г. (когда Порт-Рояль был окончательно уничтожен), янсенизм оставался очагом оппозиции абсолютной монархии и рассадником парламентарного галлицизма. Ян-сенистская церковь, основанная в 1724 г., до сих пор существует в Утрехте.