Явление
вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру.

вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление – коррелятивное понятие к «вещи-в-себе»; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть «вещь-в-себе», которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта. «Я познаю нечто» и «нечто является мне» – два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Явление
см. Сущность и явление.

см. Сущность и явление.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Синонимы: аппарация, артефакт, ая, глория, даршан, изображение, изъявление, картина, макроявление, медиаявление, метеоявление, микроявление, мираж, обнаружение, обнаруживание, оказание, оказательство, оказывание, периэлектрон, поветрие, полье, появление, примета, приход, пришествие, проявление, реалия, событие, спецявление, сцена, феномен, феноявление, электрометеор, эпифеномен, эффект

Антонимы: пропажа

Явление
вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого

- вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление - коррелятивное понятие к "вещи-в-себе"; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть "вещь-в-себе", которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта. "Я познаю нечто" и "нечто является мне" - два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.

Явление
сущее, проявляющее себя, в отличии от феномена, не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы. Включает феномен в свой состав.

– сущее, проявляющее себя, в отличии от феномена, не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы. Включает феномен в свой состав. Явление содержит в себе отсылающую связь, причем отсылающее является феноменом (по видимому – аналогично «означающее-означаемое»). См. также кажимость и видимость.

Явление
то или иное обнаружение вещи - ее эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые формы реализации сущности, т.е. - обнаружение сущности через свойства и отношения.

- по [2] то или иное обнаружение вещи - ее эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые формы реализации сущности, т.е. - обнаружение сущности через свойства и отношения.

Явление
философская категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, ее обнаружение

– философская категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, ее обнаружение; б) любое формообразование в его целостности (здесь термин "явление" употребляется как синоним "тела", "вещи", "предмета" и т.п; в) видимость (кажимость) как сущность в неадекватной, искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).

Явление
форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.

- форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.

Явление
Философская категория, выражающая способ обнаружения сущности через отношения с другими и с субъектом познания и действия. Явление выражает сущность неполно, фрагментарно, более красочно и разнообразно.

Философская категория, выражающая способ обнаружения сущности через отношения с другими и с субъектом познания и действия. Явление выражает сущность неполно, фрагментарно, более красочно и разнообразно. Оно несет на себе особенности всех взаимодействующих объектов и субъективных характеристик наших органов чувств, через которые сущность является, несет информацию в своем содержании. Сущность и явление образуют неразрывное, диалектическое единство.

Явление
естественнонаучная и философская категория, вообще же, в обыденном смысле, все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза.

— естественнонаучная и философская категория, вообще же, в обыденном смысле, все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания, явление есть выражение, свидетельство чего-то другого; так немецкий философ Николай Гартман писал: «сущее в себе есть являющееся в явлении». В естествознании явление то, что реально, действительно существует и может быть исследовано всем арсеналом экспериментальных (эмпирических) и теоретических методов.

Явление
философская категория, противоположная сущности, но выражающая и обнаруживающая сущность. Явление – способ существования сущности. Явление представляет сущность для чувственного ее обнаружения и на этом основании позволят разуму мыслить сущность.

– философская категория, противоположная сущности, но выражающая и обнаруживающая сущность. Явление – способ существования сущности. Явление представляет сущность для чувственного ее обнаружения и на этом основании позволят разуму мыслить сущность. Любой объект – это единство явления и сущности. Например, тот или иной поступок человека выступает как явление – он представлен для непосредственного видения как конкретная форма поведения и ему сразу можно дать оценку, но одновременно каждый поступок характеризует нравственную сущность человека. Наблюдая ряд поступков, можно сделать вывод о сущности человека – явления-поступки постепенно раскрывают, обнаруживают сущность. Явление как категория в философии наполнялась разным содержанием, но всегда соотносилась с категорией сущности (см.: сущность и явление).