Язык Моральный
Разрешая моральные проблемы, обосновывая свои нравственные требования, нормы, оценки, доказывая или опровергая те или иные положения при столкновении различных т. зр. по вопросам морали, люди.

Разрешая моральные проблемы, обосновывая свои нравственные требования, нормы, оценки, доказывая или опровергая те или иные положения при столкновении различных т. зр. по вопросам морали, люди. используют в общем одни и те. же понятия, несмотря на различие идейных позиций, а в связи с этим часто и того содержания, к-рое; они в эти понятия вкладывают. (Общечеловеческое и классовое в нравственности), употребляют определенные приемы и способы рассуждения. Этот логический аппарат рассуждения и составляет. Я. м. Простейшими элементами Я. м. являются, моральные суждения и термины. Моральные суждения бывают предписательные («Люди должны говорить правду», «Человек не должен быть эгоистом») и оценочные («Честность есть добро», «Воровство, есть зло»). Моральные термины («добро», - «зло», «должен») выполняют здесь роль логических сказуемых (т. наз. предикатов); Существуют также дефинитивные суждения, в к-рых дается определение к.-л. морального термина (напр., «Добро есть то, что отвечает интересам человека и об-ва»), где моральный термин является подлежащим (субъектом суждения). Любая форма морального сознания или отдельный акт его деятельности могут быть выражены с помощью соответствующих суждений. Напр., при оценке определенного поступка употребляется оценочное суждение: «Это действие-благодеяние (или злодеяние)». Высказывая нравственное требование др. человеку, люди используют предписательное суждение, в кром выражается то, что данный человек должен сделать (напр., «Ты должен помочь своему другу»). К дефинитивным суждениям обычно прибегают, когда необходимо уяснить смысл того или иного нравственного понятия (что такое добро, что такое долг). При помощи соответствующих суждений выражаются моральные нормы, принципы, идеалы. Часто убеждения и мотивы людей выступают в их психике в эмоциональной форме. Но и смысл наших чувств можно также выразить в соответствующих суждениях. Напр., испытываемое человеком чувство долга можно выразить суждением: «Я должен выполнить данное мной обещание», а угрызения совести - оценочно-предписательным суждением: «То, что я совершил, дурно; я не должен был так поступать». Т. обр., необходимо отличать психологическую и речевую форму, в к-рой непосредственно выступает тот или иной акт морального сознания, от его логической формы, в к-рой наиболее точно выражается его смысловое содержание. В повседневной деятельности обыденного морального сознания логические формы Я. м. используются часто стихийно, неосознанно я причудливо переплетаются с эмоциональными формами. В своем чистом виде Я. м. представляет собой логическое выражение нравственного мышления, законы к-рого и выясняет этика путем исследования Я. м. Теоретики неопозитивизма тпакпси исследовать Я. м. двумя путями. Одни ограничиваются простым описанием того, как обычно рассуждает человек в житейской ситуации, т. е. отождествляют логику морального языка с внешней формой выражения мысли. В результате они некритически воспроизводят в своей теории приемы обыденного мышления, вместо того чтобы дать людям научно проверенный метод. Др., напротив, пытаются подменить анализ Я. м. со всеми его особенностями простой формальной или математической и символической логикой, а также построить чисто дедуктивную Систему понятий нравственности (Рационализм). Оба эти подхода к анализу Я. м. научно несостоятельны. Марксистская этика исследует Я. М., исходя из анализа моральных отношений и природы нравственных требований, специфика и формы к-рых и определяют структуру, как морального сознания, так и его языка.